Алгоритм сбора мочи на общий анализ

Общий анализ мочи является лабораторным исследованием, которое проводится для выявления различных патологических нарушений. Включает комплексную оценку физических и химических характеристик жидкости, а также поиск микроскопических осадков. На основе итоговых цифр врач делает заключение о состоянии здоровья пациента. Очень важно соблюдать алгоритм сбора мочи на общий анализ, ведь в случае неправильно проведенной процедуры результаты будут недостоверны и лечение может быть подобрано некорректно.

К показаниям проведения исследования относятся:

1. профилактическая программа обследования организма;
  2. мониторинг мочевыделительных функций при хронических заболеваниях почек, беременности, приеме лекарственных препаратов, влияющих на работу экскреции;
  3. острая симптоматика: внезапная ломота в пояснице, тянущие или колющие боли внизу живота у женщин и в паховой области у мужчин;
  4. для уточнения причин возникновения атипичной симптоматики и постановки диагноза при подозрении наличия:
    1. венерической патологии;
    2. гидронефроза;
    3. простатита;
    4. цистита;
    5. инфекционного мононуклеоза;
    6. ХПН и ОПН;
    7. пиелонефрита;
    8. онкопатологии.

Конечно, прямых указаний на конкретное заболевание выявить невозможно, но комплексная оценка позволяет судить о наличии хронической или острой инфекции, нарушении работы выделительной системы. Забор мочи на общий анализ также используется для контроля эффективности терапевтических действий и динамического мониторинга протекания болезней.

Подготовка к процедуре

Подготовка пациента к проведению манипуляции является очень важным этапом. Рекомендуется следовать следующим правилам:

• заранее приобрести стерильный контейнер в герметичной упаковке с маркировкой для забора материала или же получить данную ёмкость у врача в стационаре;
  • собирается исключительно утренняя порция жидкой субстанции, отфильтрованная почками за ночь;
  • воспрещается накануне принимать лекарственные препараты, которые могут изменить качественные показатели. Антибиотики, противовоспалительные, поливитамины не только изменяют окрас, но и существенно искажают конечные данные. При необходимости требуется скорректировать схему приема медикаментов;
  • мочегонные препараты также недопустимы;
  • исключить из рациона алкогольсодержащие напитки, кофеин и сладкие газированные воды;
  • «красящие» продукты также за 1-2 дня лучше изъять из рациона: свеклу, лавровый лист, морковь;
  • алгоритм взятия мочи на общий анализ предполагает, что все сдается натощак, недопустимо пить или употреблять пищу до момента сдачи;
  • рекомендуется поберечь себя – не перегреваться на солнце, не переохлаждаться, это может спровоцировать воспалительные процессы мочевыводящей системы;
  • для женщин не рекомендуется проводить забор в период циклических кровотечений.

Сразу после пробуждения необходимо провести тщательный туалет половых органов без использования гигиенических средств. Женщинам следует закрыть вход во влагалище ватным тампоном.

Техника сбора мочи

Алгоритм сбора общего анализа мочи:

• написать на этикетке контейнера персональную информацию: дату рождения, ФИО, время и дату сбора;
  • начать мочиться необходимо в унитаз, далее мочеиспускание задерживается;
  • «средняя порция» собирается уже в стерильный контейнер в количестве 150-200 мл;
  • емкость заполнять под верх не нужно, оптимально на 2/3;
  • плотно закрыть крышкой.

Процедура довольно проста в исполнении, может проводиться как в домашних условиях, так и больничных.

Алгоритм сбора суточной мочи:

• собирается материал на протяжении 24 часов;
  • в сосуд добавляются консерванты – это может быть тимол или борная кислота, при покупке спецконтейнера они уже находятся внутри;
  • утренняя порция полностью сливается, при исследовании учитывается только вся последующая жидкость;
  • испражняется пациент в специальную емкость, рассчитанную минимум на 2-3 литра;
  • плотно закрыть крышкой.

Окончание процедуры

Собранную жидкость в течении 1.5-2 часов необходимо доставить в лабораторию.

В стационаре емкость оставляют в специально отведенном месте в туалетной комнате, медсестра сама позаботится о транспортировке. Важно только указать правильные данные при маркировке, чтобы не перепутать.

Выполнение простого алгоритма сдачи мочи на общий анализ — это гарантия достоверных результатов.

Что может быть в моче?

Расшифровка полученных сведений поможет подтвердить наличие болезни или опровергнуть подозрения, проследить течение заболевания или удостовериться, что пациент здоров. Давайте более детально рассмотрим критерии и их значение.

Определение удельного веса – это показатель количества растворенных солей, белков, других веществ. Повышение свидетельствует об эндокринных патологиях, инфекционном поражении почечно-лоханочных структур, токсикозе у беременных и гипогидрозе. Понижение наблюдается при ХПН, несахарном диабете, систематическом употреблении мочегонных медикаментов.

Цвет может быть всех оттенков желтого. Резкое изменение сигнализирует о серьезных недугах:

• красный – выход эритроцитов, может проявиться при гломерулонефрите, микротравмах уретры, онкопатологии;
  • бурый – гемоглобинурия, гемолитический криз, порфириновая болезнь;
  • черный – алкаптонурия;
  • прожилки серого цвета свидетельствует о гнойных примесях;
  • зеленый или антрацитовый – присутствие гниения в кишечнике с расплавлением стенок внутренних органов.

Цвет мочи

Специфический запах может сигнализировать о нарушении питания или же быть первым звоночком серьезной патологии:

• аммиаковый – при цистите;
  • фекальный – размножение кишечной палочки и бактериальная контаминация мочевыделительной системы;
  • гнилостный – при запущенных деструктивно-инфекционных болезнях с гангренозным изменением мочевыводящих путей;
  • ацетоновый – выход кетоновых тел при патологии основного обмена, обезвоживании, часто проявляется в детском возрасте на фоне ОРЗ;
  • запах гниющей рыбы – триметиламинурия, гарднереллез.

Пенистость не характерна. Чаще наблюдается при желтухе или повышении белковых фракций в мочевыделительный системе.

Прозрачность в норме высокая. Мутность вызвана присутствием:

• эритроцитов;
  • лейкоцитов;
  • бактерий;
  • слизи;
  • солей уратов;
  • фосфатов;
  • оксалатов;
  • гнойного компонента.

Кислотность 4–7 pH. Понижение говорит о ХПН, гиперкалиемии, повышении уровня гормонов паращитовидной железы, онкологической опухоли. Повышение наблюдается при обезвоживании и голодании, гипертермии и чрезмерном потреблении мясных продуктов.

Общий анализ мочи: как собирать правильно

При выполнении всех условий алгоритма сбора мочи на общий анализ результаты будут достоверны и врач сможет объективно оценить изменения в организме, поставить диагноз и скорректировать терапию.

Запись на прием к врачу

Оценить результаты анализов и назначить действенное лечение может только врач-специалист. Запишитесь на прием и получите профессиональную консультацию от ведущих специалистов медицины.