Как и для чего проводится анализ мочи по Ребергу

Анализ мочи по Ребергу

Большинство людей не только не знают, как собрать анализ мочи по Ребергу, но и не понимают, что он из себя представляет. Тем не менее, с его помощью можно проверить функциональность почек. О том, почему данный способ обследования является эффективным вариантом обнаружения почечных нарушений, читайте далее.

Для чего нужна Проба Реберга

При правильной работе, организмом в процессе жизнедеятельности выделяются вещества, регулирующие внутренние процессы. К ним относятся:

• глюкоза;
  • мочевая кислота;
  • креатин.

Также в теле образуются и токсины. Клубочки почек фильтруют все элементы, разделяя на нужные и ненужные. Их главная задача заключается в утилизации компонентов, способных нанести вред. Когда проводится анализ мочи, проба Реберга дает возможность определить, насколько внутренние органы хорошо очищаются.

Указанный вид медицинского осмотра также известен под названием «клиернс эндогенного креатина». Он используется для отслеживания уровня нефронов. Если этот показатель слишком уменьшается, фильтрация вредоносных веществ ухудшается. Изменения свидетельствуют о наличии патологий или заболеваний.

Формула пробы Реберга фото

История возникновения

Обследование описанным методом используется с 1926 года. Он был создан датским врачом Паулем Ребергом. Первоначально трудность в его применении заключалась в необходимости введения креатина для сравнения.

В 1936 году терапевтом Тареевым было предложено определять уровень клиренса, поскольку показатель азотосодержащей карбоновой кислоты остается неизменным на протяжении суток. Методика проведения процедуры значительно упростилась, за счет чего увеличилась частота ее назначения.

Характеристика

Анализ мочи Реберга является геморенальным тестом, при помощи которого выявляются патологии мочеполовой системы. Энергетические процессы, происходящие при сокращении мышечных тканей, осуществляются с задействованием креатина. В результате химической реакции этот компонент превращается в креатинин. У здорового человека его уровень в крови является неизменным. Он зависит от того, насколько хорошо развита мускулатура, поэтому обычно у мужчин значение элемента более высокое, чем у женщин.

Обследование основывается на трех составляющих:

• креатинин;
  • фильтрационные качества почечных клубочков;
  • особенности обратного всасывание элементов, растворенных в крови.

Если содержание этого вещества в урине снижается, его уровень в крови автоматически повышается. Такой симптом указывает на дисфункцию или воспалительный процесс, из-за которого способность парных органов осуществлять кровяную фильтрацию в той или иной степени уменьшилась.

При помощи пробы врачи определяют:

• насколько сильно поражены почки;
  • оказывают ли фармакологические препараты нефротоксичное воздействие;
  • имеется ли у пациента обезвоживание.

При наличии сахарного диабета медосмотр проводится регулярно, чтобы выявить эффективность лечения и риск возможных осложнений.

Показания и Противопоказания к проведению

Когда изучается моча, проба Реберга на клубочковую фильтрацию берется, если у человека заметна:

• полная или частичная утрата фильтрационных возможностей почечных клубочков;
  • проблемы с внутренними органами;
  • переизбыток накопления азотистых продуктов обмена веществ.

Обследование назначается при наличии подозрений о следующих патологиях:

• острой и хронической стадии нефритов;
  • артериальной и почечной гипертензии;
  • нарушениях в функционировании желез внутренней секреции;
  • фокально-сегментарном гломеролусклерозе.

Также исследование урины проводится при сахарном диабете, поскольку это заболевание влечет ухудшение работы почек. Патологические процессы иногда сопровождаются проблемами с мочеиспусканием, изменением запаха или цвета экскрементов, появлением любых сторонних элементов (гноя, кровяных телец, слизи). Если врачи подозревают опухоли злокачественного и доброкачественного типа, почечную недостаточность в острой или хронической форме, медосмотр обязателен.

Почечная гипертензия фото

Также причинами необходимости медицинского осмотра являются:

• снижение частоты походов в туалет;
  • болевые ощущения в области живота и поясницы;
  • частая усталость;
  • бледность кожи;
  • отеки под глазами;
  • дрожь в руках и ногах;
  • увеличение артериального давления;
  • сбои в нормальном функционировании органов ЖКТ.

Противопоказания для описанной методики изучения урины отсутствуют.

Проведение пробы

Для сбора предусмотрен четкий список правил, которые необходимо соблюдать. Если их нарушить, точность результатов изменится, из-за чего врачи поставят ошибочный диагноз и назначат неправильную систему лечения. Инструктаж пациента – задача лечащего врача.

Подготовка к сдаче пробы

Чтобы сданный анализ показал точные результаты, следует:

• за неделю прекратить применять любые лекарства (при наличии препаратов, прописанных для ежедневного приема, проинформировать об этом доктора);
  • за несколько дней убрать из питания жаренные, острые, соленые и жирные блюда (воду пить около 2 литров в сутки);
  • в день перед сдачей нельзя есть, употреблять алкоголь и курить (забор обязательно проводится натощак).

Соленые огурцы фото

Правила сбора мочи

В отличие от стандартного анализа урина с высокой концентрацией не требуется, поскольку по ней сложно проверить работу почек. Необходимо заранее узнать, до которого часа ее нужно сдать (обычно, рано утром). Затем:

• обзавестись продезинфицированной емкостью (продается в аптеке);
  • провести гигиенические процедуры половых органов;
  • образец можно недолго хранить в холодильнике, чтобы не испортился.

Обычно на контейнере требуется указать физические данные (возраст, рост и вес). Женщинам в период менструации запрещено проводить забор урины, поскольку появляется риск попадания в нее крови.

Методика проведения пробы

Перед сбором нельзя волноваться, чтобы в теле не выделилось слишком большое количество гормона стресса. Об обязательных правилах должен проинструктировать лаборант. Обследуемому человеку следует:

• выпить после пробуждения не меньше пол-литра воды;
  • собрать первую порцию урины, накопившейся во время сна;
  • в некоторых случаях дополнительно берется и кровь на проверку;
  • на протяжении дня биологическая жидкость также собирается для сравнения;
  • пациенту или медсестре требуется записывать время каждого похода в туалет;
  • последний раз забор проводится ровно через 24 часа после первого;
  • все перемешивается, после чего берется 40-50 мл и отдается на изучение.

На основе результатов определяется скорость очищения тела от ненужных компонентов.

Беременность фото

Проба при беременности

Организм женщин в положении испытывает повышенную нагрузку, из-за чего внутренние органы могут работать хуже. Чтобы контролировать их деятельность, проводится комплексный медосмотр, включающий и проверку почечной недостаточности. Если при беременности собирается моча на пробу Реберга, расшифровка направлена на выявление гестационного пиелонефрита, поскольку именно эта болезнь появляется при вынашивании плода. Она возникает из-за скапливания большого количества бактерий при недостаточной внутренней очистке тела.

Процесс подготовки и исследования урины беременных такой же, как и обычных людей. Процедура осуществляется как амбулаторно, так и стационарно, в зависимости от состояния здоровья женщины.

Расшифровка результатов

Рассмотрением данных о медицинском обследовании занимается лечащий врач. Он проверит, находятся ли показатели в норме, и расскажет пациенту, как необходимо лечиться в случае выявления проблем. Для расчета лаборантами используется специальная формула.

Нормальные показатели

Исследование проводится на основе уровня клиренса креатина. Он определяется в значении мл/мин. В возрасте до одного года нормальный показатель – одинаковый и для мальчиков, и для девочек. Он составляет 70-100. До 35 лет норма изменяется и равна 90-150 – для женщин, 80-140 – для мужчин. До достижения 45-летнего возраста она снижается до 85-140 и 75-130, соответственно. С 50 до 60 допустимый уровень уменьшается до 70-135 и 68-125. В 65-70 лет для представительниц женского пола нормальный показатель составляет 63-128, а для мужского – 60-120. К 80-летнему возрасту необходимая норма равна 55-18 – у женщин, 55-110 – мужчин. После 80 они снижаются до 50-110 и 48-100.

Норма значений анализа Реберга фото

Отклонения от нормы

Изменение качества почечной фильтрации может возникать из-за патологий или при определенных физиологических состояниях. Во втором случае причиной могут выступать:

• избыточные физические нагрузки за несколько дней до забора;
  • недостаточное потребление жидкости;
  • прием антибиотиков, гормональных средств или ряда других препаратов;
  • пропуск некоторых сборов во время похода в туалет;
  • особенности эндокринной системы беременных девушек;
  • активное занятие спортом (характеризуется всплеском белка).

Если образ жизни пациента предполагает одно или несколько из вышеперечисленных состояний, необходимо об этом предупредить лечащего врача.

Причины отклонения от нормы

Выработка креатинина изменяется из-за разных заболеваний. Чтобы в точности определить фактор, по вине которого произошло ухудшение состояния, иногда назначается повторное обследование. Обычно это требуется при серьезных отклонениях для исключения вероятности ошибки в процессе сбора.

Причины повышенных показателей

Главными факторами, способными повлечь гиперфункцию, выступают:

• сбои в работе сердечно-сосудистой системы, вызвавшие повышение давления;
  • серьезные ожоги;
  • увеличение катаболизма в результате расщепления в организме определенных веществ;
  • снижение уровня гемоглобина или числа эритроцитов.
Функциональная способность почек ( проба Реберга — программа)

Причины снижения способности почек к фильтрации

Ухудшение фильтрационных качеств почечных клубочков может быть вызвано:

1. Проблемами с сердцем и сосудами:
    • состояние шока;
    • сильное кровотечение;
    • обезвоживание.
  2. Закупоркой мочевыводящих путей.
  3. Беременностью с осложнениями.
  4. Гломерулонефритом.
  5. Недостаточной работой коры надпочечников.
  6. Пиелонефритом.
  7. Различными метаболическими нарушениями:
    • амилоидоз;
    • рахит;
    • дефицит витамина D;
    • сахарный диабет;
    • эклампсия.
  8. Нефритом.

Вышеперечисленные болезни и симптомы, в свою очередь, вызываются инфекциями, бактериями, опухолями, камнями в почках.

Если человек заметит у себя любые описанные признаки, ему следует максимально быстро обратиться к врачу. При отсутствии своевременного лечения состояние здоровья может резко ухудшиться, что приведет к усугублению заболевания. Анализ мочи по Ребергу поможет качественно и точно выявить причину и поставить диагноз, на основе чего будет назначено правильное лечение, которое вернет состояние здоровья в норму.

Запись на прием к врачу урологу

Чтобы узнать, как правильно проводить забор и проходить обследование, обратитесь к специалисту в области урологических заболеваний.