Какие бывают анализы мочи

Среди всего списка необходимых анализов, которые требуются каждому пациенту, обратившемуся за медпомощью, лабораторная диагностика мочи занимает важное место. Диагностический метод помогает поставить точный диагноз после анализа разных показателей биологической жидкости. Широко используется при подозрении о наличии каких-либо заболеваний, отличается простотой и доступность. Давайте разберемся, какие бывают анализы мочи, как называются, и каковы особенности диагностирования.

Врач может назначить при:

• ухудшении общего состояния;
  • диагностике заболеваний мочеполовой системы;
  • развитии патологического или воспалительного процесса;
  • контроле терапии;
  • осмотре с целью профилактики.

Благодаря лабораторной диагностике можно оценить функции:

• сердца и сосудов;
  • органов, накапливающих и выделяющих урину;
  • эндокринной системы.

Какие есть виды анализов мочи?

Выбор любого из них зависит от цели, с которой пациент приходит к лечащему врачу или оснований для исследования заболеваний.

1. ОАМ – общий анализ мочи. Показывает полную картину состояния здоровья пациента. Для сбора потребуется утренняя средняя урина, позволяющая определить количество эпителия, белков и других составляющих. Используя клинический метод, можно вовремя обнаружить и предотвратить развитие инфекций и вирусов. Такая диагностика показана также при профилактических обследованиях.
  2. Биохимический анализ – позволяет рассчитать данные по таким характеристикам, как белок, глюкоза, магний и другие. Есть еще суточный вариант метода.
  3. Проба Нечипоренко указывает на количество лейкоцитов, эритроцитов и солей, содержащихся в одном миллилитре утренней урины. С помощью метода можно определить патологии, связанные с почками и мочевыводящими путями. При норме цилиндры должны отсутствовать, эритроциты достигать не более 500 единиц, а лейкоциты – до 2 тысяч.
  4. Проба Зимницкого – оценка функции почек. При подсчетах особую роль играет количество жидкости, которая выделялась на протяжении 24 часов, ее плотность, сравнение дневной и ночной порции. Забор урины также позволяет диагностировать различные заболевания хронического характера.
  5. Проба Амбурже определяет показатели крови в урине, скопившейся в течение трех часов, и состояние мочевыделительной системы.
  6. Проба Реберга диагностирует различные нарушения работы почек, которые напрямую связаны с выработкой и концентрацией креатинина.
  7. На глюкозу и на белок. Первый проводится, чтобы выявить патологии, развивающиеся, если нарушен углеводный обмен в организме. По итогу в норме – 0,16 – 0,83 ммоль/л или от 0,03 до 0,15 г/л. Тест на белок – с целью оценить деятельность почек. У здорового человека такой компонент отсутствует.
  8. Исследование по Каковскому-Аддису – оценка диагностики пиелонефрита, гломерулонефрита и кистозы почек. Главное преимущество – сбор урины на протяжении суток и 12 часов. Перед забором биоматериала стоит воздержаться от чрезмерного употребления жидкости и придерживаться белковой диеты с преобладанием мясной продукции.
  9. Проба Сулковича – экспресс-метод используется, чтобы диагностировать у детей рахит и подобрать оптимальную дозу витамина D. Также его применяют с целью диагностики при отклонениях от нормы, провоцирующих концентрацию кальция в организме человека.
  10. Бакпосев. Служит для диагностики работы почек и обнаружения инфекционных процессов и наличия вредных бактерий, которые поражают мочеполовой аппарат.

Кроме перечисленных видов исследований мочи, есть еще диагностика уровня ХГЧ, который показывает беременность на ранних этапах.

Тест на уровень ХГЧ фото

Правила сбора урины

1. С утра на голодный желудок.
  2. Лучше всю ночь не ходить в туалет.
  3. Перед сбором следует подмыться, чтобы чужеродные вещества не проникли в жидкость.
  4. Использовать чистую и сухую емкость.
  5. Не употреблять пищу, окрашивающую мочевую жидкость, например, морковь.
  6. Принести мочевину не позднее 1,5 после забора.
  7. Перед сбором следует подмыться, чтобы чужеродные вещества не проникли в жидкость.

Таким образом, мы разобрались, какие бывают анализы мочи. Сегодня лабораторные учреждения располагают их большим количеством, что, в свою очередь, позволяет проводить скрининговые обследования пациента в короткие сроки. Только опытный специалист способен выполнить качественную расшифровку анализов и оценить состояние здоровья на основании целого комплекса данных.