Пиелонефрит у беременных

В период вынашивания плода требуется много ресурсов для его формирования и развития, поэтому нагрузка на женский организм увеличивается в разы. Наличие у женщины хронических заболеваний может вызвать некоторые осложнения беременности и негативно повлиять на здоровье малыша. Часто возникает воспаление почек или, по-другому, гестационный пиелонефрит. В этом случае необходимо сразу обратиться за медицинской помощью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Давайте разберемся, опасен ли пиелонефрит при беременности, и каковы его последствия?

О пиелонефрите

Является воспалительным процессом, который поражает почки. Чаще он распространяется на кольцевую систему органа, начиная с почечной лоханки, чашечки и паренхимы. Встречается как среди взрослых, так и детей.

Виды

1. Острый. Может появиться внезапно – попадание микроба в почечную систему вызывает воспаление. Первые признаки проявляются уже спустя 3-6 часов после инфицирования. Для острого пиелонефрита при беременности требуется антибактериальная терапия. В противном случае может возникнуть угроза невынашивания.
  2. Хронический. Его диагностируют на ранних сроках или в период планирования беременности. Характерными особенностями являются периоды обострения и вялотекущий процесс. Развитие происходит на фоне остро протекающей болезни с замещением соединительной ткани вместо нефротических клеток.
  3. Первичный. Его невозможно диагностировать на ранних сроках. Главное отличие от других видов – отсутствие нарушений уродинамики.
  4. Вторичный. Характеризуется негативным результатом заболевания мочевой системы.

Беременная держится за почки

Симптомы

Первые признаки острого пиелонефрита связаны с резкими неприятными ощущениями в области поясницы или внизу спины. Боль наступает приступами – тупая сменяется ноющей с переменными периодами затишья, а затем возобновляется снова. Интенсивность зависит от степени поражения и болевого порога.

Кроме боли, возникают общие симптомы, выраженные:

• частым мочеиспусканием, сопровождающимся болевым синдромом;
  • появлением в урине примесей гноя;
  • повышенной температурой – 38, 39 ° C;
  • тахикардией;
  • резями и тянущим ощущением в паху;
  • усиленным потоотделением.

Такие признаки часто могут перепутать с циститом или угрозой ранних родов. В любом случае необходимо срочно обратиться за помощью к доктору.

Повышенная температура

Симптомы хронического воспаления почек выражены слабо:

• тупая поясничная боль;
  • состояние легкой усталости;
  • снижение работоспособности.

К факторам, которые ускоряют процесс появления заболевания, относятся:

• воспаления гинекологического характера;
  • дисбактериоз влагалища;
  • переохлаждение;
  • сахарный диабет;
  • отсутствие личной гигиены;
  • инфекции мочевой системы;
  • камни в почках.

Если женщина полностью здорова, такая болезнь может быть спровоцирована увеличением матки, сдавливающей мочевой проток, и как следствие, вызывающей рост патогенной микрофлоры. В эту категорию относится и сниженный иммунитет беременной.

Как воспаление почек влияет на вынашивание плода?

Беременность при пиелонефрите может протекать крайне опасно, как для будущей матери, так и для вынашиваемого ребенка.

Чем опасен для женщины

Организм будущей матери из-за заболевания подвергается развитию анемии и нарушению функций плаценты. В случае тяжелой формы нередко начинаются преждевременные роды. Возникновение пиелонефрита на ранней стадии длительно нагружает все жизненно важные органы. Как результат – стойкая гипертония, чрезмерный токсикоз и отеки. На поздних сроках могут возникнуть осложнения, выраженные:

• сепсисом;
  • поздним гестозом;
  • кровотечениями во время родовой деятельности;
  • инфекционным и токсическим шоком;
  • острой почечной недостаточностью.

Для обеспечения безопасности лучше, чтобы пациентка находилась под присмотром врачей на протяжении всей беременности.

Болезни Почек и Беременность | Пиелонефрит при Беременности

В чем опасность для ребенка

Из-за подобного состояния может произойти замирание плода, асфиксия и гипоксия малыша. Кроме того, новорожденный появится на свет слабым, с малым весом и признаками желтухи. Также возможны патологии, связанные с миокардом и ЦНС.

К какому врачу обращаться?

Диагностику и лечение проводят уролог и акушер-гинеколог. В женской консультации назначают анализы и прочие диагностические мероприятия. При подтверждении воспаления, направляют к урологу. Пациентку с острой формой или рецидивом хронической, должны быть госпитализированы в срочном порядке.

Диагностика

Благодаря раннему диагностированию можно сохранить здоровье матери и малыша. Для этого потребуется сбор подробного анамнеза и проведение осмотра. Дополнительные исследования при хронической форме требуют:

• клинический и биохимический анализ крови;
  • пробы Нечипоренко и Зимницкого;
  • бакпосев;
  • общий анализа мочи;
  • хромоцистографию;
  • УЗИ почек.

Благодаря указанным мероприятиям можно выявить признаки воспалительного процесса, а также обнаружить очаг поражения и форму болезни.

Врач назначает лечение

Как лечить?

Лечение пиелонефрита у беременных предполагает внимательный и бережный подход, который зависит от стадии болезни, типа возбудителя и сроков вынашивания.

В первом триместре

Терапия проводится только с помощью антибиотиков, чтобы избавиться от патогенных микробов. Препараты, которые разрешены при беременности и не причинят вреда ребенку:

1. Ампициллин. Является антибиотиком, состоящим из группы полусинтетических пенициллинов. Отлично справляется с подавлением синтеза клеточных бактериальных стенок. Эффективно борется со стафилококками, стрептококками, энтерококками.
  2. Амоксиклав. В составе содержится действующее вещество – клавулановая кислота. Обеспечивает широкое антибактериальное действие к грамположительным и отрицательным микроорганизмам.
  3. Но-шпа. Благодаря действующему веществу Дротаверин спазмолитическое средство воздействует на гладкую мускулатуру, уменьшая болевые ощущения.
  4. Парацетамол. Оказывает слабое противовоспалительное и жаропонижающее воздействие.

Но-шпа фото

Во втором

Список медикаментов для терапии гестационного пиелонефрита существенно расширяется по двум причинам:

• сформированная плацента, защищающая плод;
  • окончание активной закладки органов малыша.

Среди разрешенных лекарственных средств выделяют:

1. Цефазолин. Борется с грамположительными аэробными микроорганизмами.
  2. Супракс. Подавляет процесс синтеза клеток микробных мембран.
  3. Нитроксолин. Понижает синтез ДНК бактериального характера.
  4. Сумамед. Ингибирует микробный белок.
  5. Эритромицин. Действие аналогично предыдущему препарату.
  6. Спазмалгон. Снимает боль, обеспечивает противовоспалительное действие.
  7. Баралгин. Является анальгетиком.

В третьем

Можно принимать все те, лекарства, что и на ранних сроках, с исключением – антибиотики-цефаспорины разрешается пить только до 36 недели. К ним относят Цефазолин и Супракс.

Народная медицина

Средства из данной категории основаны на лекарственных травяных свойствах, которые помогают справиться с воспалением и улучшить мочевой отток. Сборы для почек можно приобрести в аптеке или заварить самостоятельно из собранных ингредиентов. Единственным условием перед употреблением фитоотваров является консультация с врачом. Рецепты приготовления:

№ п/п Наименование Ингредиенты Рецепт
1 Отвар из шиповника сушеные ягоды – 100 г;
вода – 1 л.
В емкость с кипятком засыпать шиповник и томить на плите около 5 минут. Далее настаивать три часа. Употреблять в течение суток.
2 Настой чабреца чабрец – 5 г;
вода – 1 стакан.
Залить травяной сбор кипятком и дать настояться около 20 минут, затем процедить и выпивать по две столовые ложки 4 раза в день.
3 Отвар из овса злаки – 1 стакан;
вода – 1 л.
Залить злаки водой и варить от 2 до 2 часов пока не образуется клейкая масса. Последнюю употреблять перед основным приемом пищи по полстакана дважды в день.

Отвар из овса фото

Диета

Коррекция питания играет немаловажную роль. Рацион следует очистить от:

• острого;
  • соленого;
  • жирного;
  • маринадов;
  • копчений;
  • репы;
  • щавеля;
  • редиса;
  • шпината.

Диета предполагает употребление в пищу большого количества молочных продуктов, сладких овощей и фруктов. Рацион также следует дополнить крупами, белым мясом, подсушенным хлебом грубого помола. При отсутствии отеков рекомендуется пить много воды.

Диетолог Анна Коробкина. Пиелонефрит, диета при заболевании почек

Основные рекомендации:

• питье воды – количество прописывает врач;
  • проветривание комнат и прогулки на свежем воздухе;
  • выполнение лечебных физических упражнений;
  • отслеживание регулярного мочеиспускания;
  • соблюдение режима дня и питания;
  • прием витаминов для укрепления иммунной системы – их назначает доктор.

Таким образом, мы ответили на вопрос, опасен ли пиелонефрит при беременности. Следует всегда наблюдать за своим состоянием – не перемерзать, одеваться в соответствии с погодными условиями. Если появились любые симптомы, нужно обязательно обратиться за медицинской помощью.