Частое мочеиспускание ночью у мужчин и женщин

Человеческий организм устроен таким образом, что большая часть позывов в туалет приходится на дневное время (около 2/3 от общего числа). Когда ситуация меняется, и ночное мочеиспускание начинает преобладать, стоит обратиться к врачу. В медицине данное состояние работы мочеполовой системы, несмотря на отсутствие других симптомов, таких как боли и рези, считается опасным признаком целого ряда заболеваний.

Что это такое

Частые позывы ночью с большим или нормальным объемом мочи называются никтурия. Патология не только является показателем отклонений в функционировании внутренних органов, но и снижает уровень жизни. Пациент жалуется на:

• нарушение режима сна и бодрствования;
  • постоянную усталость;
  • снижение трудоспособности и концентрации.

В чем опасность заболевания

Превалирующая часть людей, страдающих от никтурии, не сразу обращаются в больницу, чем отодвигают срок начала лечения первопричины. Это объясняется отсутствием болей, ложных позывов, изменения цвета мочи или существенного снижения её объемов. Пациенты долго не считают никтурию серьёзной проблемой, а она, в свою очередь, может говорить о наличии болезней:

• почек;
  • сердца;
  • желез внутренней секреции.

В отдельных случаях регулярные ночные позывы к мочеиспусканию являются вариацией психологических расстройств, и появляется необходимость в психотерапии. Но это устанавливается только в том случае, если другие диагнозы не подтвердились.

Болезни сердца

Причины заболевания

Симпатическая и парасимпатическая нервная система с помощью гормонов регулирует режимы сна и бодрствования, а также физической активности во всех смыслах, в том числе и работы мочеполовых органов. Вызвать сбои могут нарушения функционирования эндокринных желез, сердца и сосудов, гипоталамуса или гипофиза.

Однако появление никтурии провоцируют не только проблемы со здоровьем, но и особенности окружающей среды, состояния организма и ритм жизни.

Физиологические причины никтурии

Существует ряд факторов, которые временно могут спровоцировать вечером или ночью частое мочеиспускание. К ним относятся:

1. Беременность или ПМС. Увеличенная матка раздражает и давит на мочевой пузырь, что провоцирует частое желание сходить в туалет.
  2. Рацион, богатый солями или копчеными продуктами, – он стимулирует работу почек.
  3. Обильное питье (особенное влияние оказывают мочегонные травы, алкоголь и зеленый чай). Нередко ради похудения люди пьют много жидкости, что нарушает обыденный график опорожнения.

Заболевания, которые сопровождаются никтурией

В ситуации, когда речь явно не идет о беременности или смене рациона, первопричинами выступают отклонения в функционировании внутренних органов:

• проблемы с почками (недостаточность, пиелонефрит, гидронефроз, доброкачественные и злокачественные опухоли);
  • сахарный и несахарный диабет;
  • обструктивное апноэ;
  • отклонения центральной нервной системы (атеросклероз, кисты, онкология, рассеянный склероз);
  • цирроз печени;
  • патологии сердца и сосудов;
  • нарушения функций щитовидки;
  • пернициозная анемия.

Кроме того, ночные позывы к мочеиспусканию у мужчин могут свидетельствовать об аденоме простаты, а у женщин – об атрофии тазового дна.

Нарушения функций щитовидки

Никтурия у детей

Малыши нередко сталкиваются с проблемой частых походов в туалет, причем нередко это сочетается с энурезом, что создает бытовые и психологические осложнения. К временным факторам, вызывающим детскую никтурию, относятся:

• очень крепкий сон;
  • инфантильный/незрелый мочевой пузырь (отсутствует регуляция диуреза в зависимости от наполнения органа);
  • много выпитой жидкости перед сном;
  • сниженный контроль центральной нервной регуляции.

Физиологически проблема у малышей в темное время суток может быть связана с врожденными патологиями сердца, почек, мочеполовой и нервной системы, диабетом, нарушением работы желез внутренней секреции.

Формы болезни

В зависимости от длительности, никтурия разделяется на временную и постоянную. В первом случае после устранения явных причин (изменения рациона, режима питья жидкостей, отказ от диуретиков, окончание беременности) проблема исчезает. В остальных ситуациях речь идет о необходимости тщательной диагностики и выявлении того отклонения в работе внутренних органов, которое повлекло возникновение никтурии.

Симптомы патологии

Перевес ночных мочеиспусканий над дневными – основной определяющий фактор. Однако никтурия может сопровождаться и сопутствующей симптоматикой:

• депрессия;
  • нарушения сна;
  • замедление когнитивных процессов;
  • нервозность.

Признаки у мужчин

Согласно статистике, сильная половина человечества чаще сталкивается с проблемой регулярных подъемов ради посещения туалета. Объясняется это распространенностью аденомы предстательной железы, которая провоцирует застои и отеки.

Ночное мочеиспускание у мужчин, причины которого не связаны с мочеполовыми органами, может говорить о проблемах с сердцем и сосудами. Последние также чаще встречаются с возрастом.

Проблемы с мочеиспусканием: причины и лечение. О здоровье с профессором Ивановым

Особенности проявления у женщин

Жалобы на никтурию у юных девушек бывают редко, обычно патология развивается с возрастом и связана с началом климакса и атрофией тазового дна (последнее способно приводить к развитию взрослого недержания). Однако у некоторых пациенток учащение позывов происходит в период ПМС. Это объясняется тем, что, готовясь к менструации, матка немного увеличивается в размерах и спазмирует, чем раздражает мочевой пузырь.

Нередко никтурия может говорить о застойных воспалительных процессах (цистит, опухоли или кисты).

Диагностика проблемы

Сначала проводится опрос человека с целью определения его уровня жизни, режима дня и особенностей диеты. На этом этапе уже возможно определение факторов, побудивших возникновение проблемы. Мочеиспускание ночью у мужчин выступает серьезным мотивом для обязательного посещения уролога и определения, какая норма урины вырабатывается в период сна. Женщины получают направление к гинекологу.

Пациентам предлагается 3-4 дня вести дневник диуреза, в котором они должны записывать время походов в туалет, объем мочи по ощущениям и сопутствующие симптомы, если таковые имеются.

Лабораторно-инструментальная диагностика

Пациенту с жалобой на никтурию проводят общий осмотр, прослушивание сердца и пальпацию. Затем направляют на:

• УЗИ всей мочеполовой системы;
  • сдачу общего и бактериального анализа мочи;
  • проведение пробы по Зимницкому (определение суточного объема урины);
  • выполнение клинического и биохимического анализа крови.

Анализ крови

Лечение

Избавиться от ночных позывов не всегда легко. Сначала необходимо определить, что вызвало отклонение. Если конкретной проблемы, повлекшей появление никтурии, не обнаружено, назначается диета и ограничение питьевого режима:

• отказ от алкоголя, кофе, зеленого чая, мочегонных сборов.
  • запрет на употребление жидкостей за 3 часа до сна.

Женщины, которые начали страдать диурезом из-за атрофии мышц тазового дна, должны будут выполнять упражнения для их укрепления и тонуса.

Диета при заболевании

Диурез может говорить о нарушении баланса соли и жидкостей в рационе. Поэтому врачи рекомендуют отказаться от продуктов, провоцирующих жажду:

• консервов;
  • копчёностей;
  • соусов и специй;
  • сыров (кроме сортов без соли и творожных);
  • полуфабрикатов;
  • чипсов, снеков, орешков, сухариков;
  • блюд с высоким содержанием жиров.

Сладкое на ужин также способно увеличить объем выпиваемой жидкости, поэтому его лучше употреблять в первой половине дня. Овощи, фрукты и ягоды содержат много воды в себе, их объем в вечернем питании стоит ограничить.

В рацион необходимо включить мясо птицы, белую рыбу, бобовые, злаковые каши, кисломолочные продукты. Готовить еду рекомендуется методом варки или запекания.

Соусы и специи

Профилактика никтурии

Избежать учащения диуреза можно, если:

• сбалансировано питаться здоровой пищей;
  • отказаться от алкоголя, кофе и чая по вечерам;
  • ложиться спать и вставать в одно и тоже время;
  • избегать переохлаждений;
  • совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • уделять физической активности, как минимум, 15 минут в день.

Кроме того, регулярная половая жизнь благоприятно влияет на все органы таза.

Предотвратить развитие проблемы, которой сопутствует никтурия, можно при периодическом прохождении профилактических осмотров. Особенно это касается мужчин и женщин старше 45 лет; первым стоит раз в полгода посещать уролога, а вторым – гинеколога.

Ночное мочеиспускание – симптом, который может говорить о неправильном режиме дня и рационе или свидетельствовать о развитии заболеваний. Отклонения, вызывающие патологию, относятся не только к мочевому пузырю и почкам; никтурию способны спровоцировать проблемы сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.

Запись на прием к врачу-урологу

Определить причины и метод лечения урологической инфекции и других болезней поможет осмотр квалифицированным специалистом клиники.