Диагностика пиелонефрита

Своевременная диагностика пиелонефрита поможет подобрать результативную тактику лечения. Необходимо выявить микроорганизмы, приведшие к болезни, узнать способность к очищению, найти негативно влияющие факторы.

Что происходит с почками при пиелонефрите

Как правило, к патологии приводит бактериальная инфекция, вызванная стафилококком, стрептококком либо кишечной палочкой. Она провоцирует воспаление почечных чашек и лоханок. Когда в них попадают бактерии, организм направляет на борьбу белые кровяные тельца, то есть лейкоциты. Их задача – не дать заболеванию распространиться в корковое и мозговое вещество.

Эти процессы меняют не только состав жидкостей, но и почечную структуру.

Осмотр пациента

Врач-нефролог знает, как распознать пиелонефрит с помощью опроса и осмотра пациента. Для начала он определяет, с каким именно процессом имеет дело – острым либо с хроническим.

Доктор выявляет потенциальные очаги инфекции, спровоцировавшие попадание бактерий в почки. Обращает внимание на:

• Гайморит либо воспаления носоглоточных миндалин в хронической стадии.
  • Кариозные зубы.
  • Ангины.
  • Воспаления костной ткани.
  • Гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожной области (карбункулы, фурункулы и проч.).
  • Аденомы простаты, которая может провоцировать застой в мочевом пузыре.

После доктор приступает к осмотру области поясницы, затем прощупывает живот. Признак, указывающий на наличие негативных изменений, – болезненность при постукивании по нижнему краю ребер со стороны спины. Если же почки здоровы, болезненной реакции быть не должно.

Опрос и осмотр могут дать только предварительный диагноз, который потом необходимо уточнять.

Инструментальные методы диагностики

Современная аппаратура позволяет досконально рассмотреть состояние самих почек и их сосудов. Врач знает, как диагностировать пиелонефрит:

• ультразвуком;
  • рентгеном;
  • томографией.

Ультразвуковое исследование

Это один из наиболее востребованных диагностических методов, который дает возможность увидеть строение, подтвердить патологии и т.д. К тому же, у УЗИ нет противопоказаний, оно может использоваться для выявления почечных изменений у детей с самого раннего возраста и беременных на любых сроках.

Диагностика с помощью рентгеновских лучей

Используется уже много лет, и до сих пор очень результативен. Для получения нужного изображения методом экскреторной урографии обследуемому вводят в вену контрастное вещество, на изображении подсвечивающее нужный орган. Рентген помогает выявить расположение органа, его структуру и другие особенности.

Анализы мочи

Томографические исследования

В основе МРТ (магнитно-резонансной томографии) лежит магнитное поле, в основе КТ (компьютерной томографии) – рентгеновские лучи. Первая полностью безопасна и практически не имеет противопоказаний (кроме наличия металлических предметов в организме), вторая из-за воздействия облучения показана не всем.

МРТ и КТ показывают:

• Способность к фильтрации.
  • Аномалии строения.
  • Показатели тока крови.
  • Имеющиеся камни.

Лабораторные анализы

Используются физиологические жидкости, а также бактериальный посев.

Общий анализ мочи

Разберемся, как определить пиелонефрит и его возбудителя с помощью пробы мочи. При данном заболевании меняется оттенок, степень прозрачности жидкости, количество лейкоцитов в ней, появляются цилиндры (склеенные бактерии и белые кровяные тельца) и предпосылки для образования камней.

Бактериальный посев

С помощью посева лаборант определяет конкретного возбудителя и его устойчивость к антибиотикам.

Специфические исследования

Могут назначаться такие анализы, как:

• По методу Нечипоренко.
  • Проба Амбурже.
  • По методу Аддис-Каковского.
  • По Зимницкому.

Мочевая система на ренгене

Анализы крови

Основная жидкость человеческого организма дает представление о протекающих в нем процессах. Забор жидкости на ОАК (общий анализ) производится с утра и на голодный желудок.

Общий анализ крови

Показывает число лейкоцитов и их формы, СОЭ (скорость оседания эритроцитов).

Анализ на биохимию крови

Данное исследование показывает содержание продуктов белкового обмена и других веществ, важных для диагностики.

Выявление возбудителя болезни по крови

Вид болезнетворного микроорганизма определяется следующими способами:

• Поиск остаточных генов микроба.
  • Выявление антител к нему.

Дифференциальная диагностика

Благодаря ей врач определяет протекающее воспаление. Также она показывает:

• Отклонения в развитии органа.
  • Его опущение.
  • Мочекаменную болезнь.
  • Почечный туберкулез.
  • Цистит.
  • Диабетическую нефропатию.
Диагностика пиелонефрита

Различия между пиелонефритом и гломерулонефритом

Чтобы понимать, как выявить пиелонефрит и затем отличить его от гломерулонефрита, врач анализирует следующую информацию. Для первого заболевания характерно:

• Болезненность во время мочеиспускания.
  • Лихорадка.
  • Цилиндры, бактерии, белок в моче.
  • Бактерии.
  • Слабость, снижение аппетита и т.д.

Указывает на второе:

• Наличие отеков.
  • Повышение давления.
  • Цилиндры в моче.
  • Увеличение СОЭ,
  • Лихорадка (только в период обострения).
  • Белок в моче и т.д.

Грамотная диагностика пиелонефрита предполагает целый комплекс специализированных исследований. Расшифровка полученных результатов позволяет назначить пациенту правильное лечение, ведущее к полному излечению.

Запись на прием к врачу-урологу

Обязательно запишитесь на прием к квалифицированному специалисту в сфере урологии для выявления или исключения наличия пиелонефрита. Это позволит избежать осложнений в будущем.