Дробление камней в мочеточнике

Наличие камней в почках, мочеточниках либо в мочевом пузыре – крайне неприятное ощущение. Двигаясь вниз по мочевыводящему каналу, конкремент застревает, что вызывает сильные боли и нарушения в процессе оттока мочи. Как решаются такие проблемы?

Общая информация

Дробление камней в мочеточнике путем дистанционной литотрипсии – наименее травматичный способ лечения мочекаменного заболевания. Это довольно щадящая процедура, при которой пациенты быстро восстанавливаются и обычно не имеют в последствии осложнений. Помимо дистанционного способа, врач может прибегнуть к медикаментозной терапии либо хирургической операции (в крайних ситуациях).

Диагностика

Перед дроблением камней нужно пройти лабораторно-инструментальные исследования в обязательном порядке:

• УЗИ мочевыводящей и половой систем;
  • анализ на уровень сахара в крови;
  • урография;
  • общие анализы мочи, крови.

После окончания процедуры пациенту положено пройти УЗИ еще раз для определения эффективности проведенных манипуляций.

УЗИ мочеточника

Выбор метода лечения

Определение терапевтического метода зависит от конкретной ситуации. При выявлении патологического процесса на ранних стадиях, когда камни имеют небольшие размеры, используется медикаментозная терапия. В случае если конкременты уже достигли больших размеров или их много, тогда требуется хирургическое вмешательство.

Консервативный метод

Суть лечения заключается в следующем:

• соблюдение специальной диеты (на протяжении 3 месяцев);
  • прием минеральной воды;
  • выполнение определенного распорядка дня;
  • прием растительных лекарств;
  • занятия лечебной гимнастикой, спортом;
  • лечение осложнений основной болезни.

Диета

Хирургический метод

В настоящее время в клиниках широко используется современная медицинская аппаратура. Особенно спросом пользуются малоинвазивные процедуры, которые легче переносятся.

Методы дробления камней в мочеточнике

В урологии выделяют 3 основных метода. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Дистанционный

Дистанционное дробление камней в мочеточнике под ультразвуком происходит через мышечную ткань либо сквозь маленькие проколы кожи. Поскольку это длительная (занимает примерно 1 час) и болезненная процедура, то проводится с использованием наркоза.

Сначала врач устанавливает точное месторасположение камней с помощью УЗИ либо рентгена. Затем над местом положения камней доктор устанавливает устройство для УЗ дробления – литотриптер.

Данный прибор способен генерировать УЗ волны, при этом их частота понемногу увеличивается, а временной промежуток между ними уменьшается. В течение одного сеанса дробления камней в мочеточнике ультразвуком происходит около 2 тысяч УЗ ударов по конкременту. Многое зависит от размера и плотности. По окончанию сеанса остатки конкрементов удаляются естественным путем.

Дробление камней ультразвуком

Контактный

Лазерное дробление является современной высокоэффективной терапией, после применения которой нет рецидивов, побочных действий. За 1 терапевтический сеанс путем дробления камней в мочеточнике лазером можно справиться с конкрементом в 3 см.

Во время операции в мочеточный канал врач вводит эндоскоп с камерой, лазером и маленьким светильником. Лазерное воздействие способно разрушить камень на мельчайшие частицы, не задевая при этом ткани мочеточника.

Чрескожный

К данному методу прибегают, когда камни расположены в верхнем отделе мочеиспускательного канала, близко к почечным лоханкам. Дистанционное и лазерное дробление в этом случае не практикуется, т.к. существует вероятность повредить почечные ткани.

Под анестезией пациенту надрезают кожу в поясничной области, тем самым открывая доступ к проблемной почке и верхнему отделу мочеиспускательного канала. Эта методика позволяет удалить конкременты, какой бы формы и размеров они не были.

Внимание! Чрескожный способ наиболее травматичный, после него могут возникнуть осложнения. Пациент становится нетрудоспособным длительное время вследствие долгого восстановительного курса.

Литотрипсия - современный метод лечения почечнокаменной болезни.

Преимущества литотрипсии перед хирургическим вмешательством

Операция предполагает длительное пребывание пациентов в стационарном отделении. Долгий период восстановления и риск развития инфекционных осложнений – очевидные минусы хирургического способа терапии мочекаменного заболевания. Другое дело, малоинвазивные процедуры, которые легче переносятся. К тому же, приводят к возникновению осложнений в крайних ситуациях.

Главные достоинства литотрипсии:

• небольшой период восстановления (несколько дней);
  • хорошая переносимость процедуры в любом возрасте;
  • отсутствие серьезных хирургических манипуляций (надрезов);
  • процесс протекает с минимальными кровопотерями.

Камни выходят естественным путем на протяжении нескольких дней. Возможны кратковременные болевые ощущения в поясничной области, промежности.

Показания к процедуре

Главное показание к литотрипсии – выявление мочекаменного заболевания. Выбор метода после диагностирования данной болезни абсолютно оправдан. Но при этом, врач учитывает следующие факторы:

• плотность, размеры, форма и расположение камня;
  • общее состояние здоровья пациента;
  • противопоказания к операции.

Если доктор настаивает на удалении либо раздроблении конкремента, значит, на это имеются основательные причины:

• наличие иных патологий почек либо мочевыделительной системы;
  • существование риска обструкции (закупоривание мочеточника при нарушении оттока мочи).

При осложнениях малоинвазивная процедура просто необходима, хотя как такового прямого лечебного эффекта от нее нет. Главное, в последствии соблюдать все врачебные предписания.

Хирургическое вмешательство

Противопоказания к дроблению

Проводить литотрипсию не рекомендуется:

• женщинам во время беременности, менструации;
  • мужчинам при наличии образований в области простаты;
  • при блокировке мочеточника либо уретры новыми образованиями;
  • при онкозаболеваниях;
  • в случае ожирения 3-4 стадии;
  • при туберкулезе, пневмонии;
  • в случае нарушения работы сердца;
  • при пиелонефрите, нефрите и прочих инфекциях.

При выявлении вышеперечисленных противопоказаний в операции будет отказано.

Как проходит операция

Пациента вначале ждет подготовительный этап. При отсутствии противопоказаний его допускают к операции. После процедуры необходимо пройти повторное УЗИ и строго соблюдать рекомендации врача.

Подготовка пациента

Перед процедурой проводится диагностика на наличие возможных противопоказаний. Необходимо:

1. Сдать анализ мочи, крови (позволяет определить, есть ли воспалительные процессы в организме).
  2. Пройти флюорографию, поскольку хирургические вмешательства недопустимы в случае выявления активной формы туберкулеза.
  3. Сдать анализ на свертываемость крови.
  4. Сделать УЗИ почек, мочевыделительной и половой систем.
  5. Сдать кровь на ВИЧ.
  6. При наличии нарушений работы сердца сделать ЭКГ и показаться терапевту.

За пару дней надо подготовить организм. В частности, убрать из пищевого рациона продукты, которые способны вызвать газообразование в ЖКТ:

• капусту;
  • бобовые культуры;
  • кисломолочную продукцию;
  • жирную пищу;
  • соки;
  • черный хлеб.

Внимание! За пару часов до процедуры пациенту необходимо сделать клизму для освобождения кишечника от кала.

Клизма

Как дробят камни в мочеточнике

В результате УЗ или лазерного воздействия камень разрушается. В этот момент пациент находится под анестезией и не ощущает ничего.

Воздействие может быть следующим:

• на поясничную область (через кожу);
  • в область уретры вводится эндоскоп;
  • через проколы.

Как выходят камни

Конкременты в процессе дробления разрушаются до мелких песчинок и выводятся естественным путем. Если камни имеют очень крупный размер (свыше 3 см), тогда дробление может оказаться малоэффективным, т.к. существует вероятность развития осложнений. Для этого в область мочеточника помещают небольшую трубку и расширяют канал.

Послеоперационный период

Следующие несколько дней проходят, как правило, без осложнений. В послеоперационный период за пациентом наблюдают врачи. Если восстановление протекает хорошо, отпускают домой.

После литотрипсии редко, но все же возможны следующие осложнения:

• Наличие крови в моче сразу после дробления.
  • Вздутие.
  • Расстройство ЖКТ.
  • Болевые ощущения в животе и почках.
  • Несущественное повышение температуры.
  • Тошнота и рвотные позывы.
  • Почечные колики при наличии остатков камней.
Дробление камня лазером

Реабилитация

Главным преимуществом процедуры литотрипсии является скорейший восстановительный период организма. Обычно полная реабилитация происходит в течение 10 дней. Крайне редко в момент проведения процедуры повреждается мочеточник. Тогда выполняются действия, направленные на устранение повреждения.

Препараты

Для максимальной пользы после процедуры прописывают мочегонные препараты. Также назначают противовоспалительные лекарства для исключения возможных инфекций.

Физические нагрузки

Скорее всего, врач порекомендует полностью исключить их на некоторое время. Допускается общеукрепляющая гимнастика без резких движений. Можно следовать оздоровительной системе Цигун.

Гимнастика Цигун

Диета

Образование конкрементов происходит вследствие нарушения обмена веществ, поэтому за питанием нужно тщательно следить. В связи с этим, диета после удаления камней имеет важное значение для восстановительного процесса и профилактики рецидивов.

Пациент должен придерживаться следующих рекомендаций:

• Употреблять много овощей и фруктов, а также продукты с содержанием кальция.
  • Есть меньше соли.
  • Выпивать в сутки не менее 2 литров очищенной воды.

Эффективность процедуры

На результативность влияют показания. При допустимых размерах конкрементов риск осложнений находится на минимальном уровне. Эффективность миниинвазивных методик лечения всегда высоко оценивается.

Прогнозы выздоровления

После литотрипсии крайне необходимо соблюдать диету, питьевой режим, а также четко выполнять остальные рекомендации врача, иначе камни могут снова образоваться.

Современное дробление камней в мочеточнике дает возможность превращать камни в песок без больших разрезов и других хирургических манипуляций. Операция считается малоинвазивной, наименее травматичной и достаточно безопасной. Пациент остается трудоспособным и не подвергается серьезным последствиям, как при хирургической операции.

Если вы чувствуете болевые ощущения в мочевыделительной системе, непременно запишитесь к врачу-урологу за профессиональной консультацией.