Как лечить неинфекционный (небактериальный) цистит?

небактериальный цистит

Воспаление мочевого пузыря зачастую носит инвазивную природу, и поэтому применяется антибактериальное лечение. Существует и неинфекционный цистит. Встречается он в разы реже, но и вылечить его труднее, поскольку сложно определить причины возникновения болезни. В основном хроническое воспаление мочевого пузыря происходит у женщин, мужчины страдают данным недугом в 10 раз реже. Его главная опасность в том, что симптомы проявляются эпизодически, а само заболевание носит прогрессирующий характер.

Причины патологии

Неинфекционный цистит, иначе называемый небактериальный и неинтерстицианальный, представляет собой воспаление тканей мочевого пузыря. Вследствие разного строения внешних половых органов, причины побуждающие раздражения могут быть различны у мужчин и женщин, а к общим относятся:

• мочекаменная болезнь;
  • химиотерапия;
  • радиационное облучение;
  • генетическая предрасположенность;
  • врожденные патологии тканей;
  • отравление токсическими веществами;
  • повреждения во время полостных операций;
  • аллергии (чаще всего на кофе, шоколад и алкоголь);
  • аутоиммунные заболевания (волчанка, болезнь Крона).

У женщин

Предметы гигиены для периода менструаций, такие как прокладки, тампоны, чаши, могут послужить причиной воспаления. В-первую очередь, опасность возникает из-за низкого качества предметов гигиены, распадаясь они выделяют вредные химические вещества, которые вызывают повышенный иммунный отклик организма.

Небактериальный цистит может быть следствием прерывания беременности медикаментозными средствами. Однако и само вынашивание плода способно раздражающе воздействовать на мочевой пузырь. Сопутствующим фактором нередко выступают гормональные сбои женского организма, поэтому случаются обострения цистита в предменструальный период и во время климакса.

кишечная палочка

У мужчин

Сильная половина человечества имеет свои особенные причины возникновения неинтерстиционального цистита:

• сужения мочевого канала;
  • нейрогенное расстройство пузыря;
  • гиперплазия простаты.

В особой зоне риска находятся мужчины, которые работают на химических производствах, добыче руды, крупных промышленных предприятиях.

Симптомы неинфекционного цистита

Заболевание можно узнать по следующим признакам:

• сильные, повторяющиеся один за другим позывы к мочеиспусканию;
  • никтурия (10 и более ночных подъёмов за ночь);
  • недержание;
  • болезненное мочеиспускание;
  • дискомфорт после и во время полового акта;
  • скачки давления;
  • признаки интоксикации организма (тошнота, отсутствие аппетита, сонливость, депрессивные мысли);
  • мутная моча с резким запахом, иногда имеющая кровавые сгустки;
  • боли в нижней части живота и боках;
  • отеки;
  • беспричинная жажда.

Идентичные симптомы имеет и обычный цистит в острой фазе, поэтому постановка правильного диагноза может затянуться. Не всегда проявляются все признаки, но, чтобы обратиться к врачу, достаточно 1-2 из них.

Неинфекционный цистит длится более 9 месяцев и уменьшает полезный объем мочевого пузыря взрослого человека до 350 мл, что и приводит к учащенному посещению туалета по малой нужде.

Диагностика цистита

При появлении беспокойства следует обращаться к урологу, но женщины также должны пройти и гинекологический осмотр. Для подтверждения заболевания и выявления его причин необходимо:

• сдать мочу на общий и бактериологический анализ;
  • провести УЗИ и/или рентгенографию;
  • сделать анализ крови, проверив восприимчивость к антибиотикам (случается, что цистит имеет инвазивную природу, но организм не поддается назначенной терапии).

Для женщин в период климакса и менопаузы могут назначить гормональный анализ крови. Уточнить диагноз поможет цистоскопия (оценка слизистой мочевого пузыря). Её проводят под местной анестезией путем введения эндоскопа (мужчин в процессе могут дополнительно обезболить, поскольку их уретра имеет более вытянутое строение).

При наличии вышеприведенных симптомов, отсутствии патогенных агентов, безрезультатности антибиотиков и мышечных релаксантов подтверждается небактериальная природа воспаления.

Как лечить цистит

Терапия ведется под наблюдением врача, но амбулаторно. Лечение имеет две основных цели: первая – снять дискомфортные симптомы, а вторая – найти и устранить причину заболевания. Ввиду того, что факторы, вызывающие неинфекционный цистит, у пациентов различны, список предписаний врача меняется.

Медикаменты

В зависимости от личных особенностей человека, назначенный объем и перечень препаратов корректируется, но чаще всего в листе назначений оказываются:

• мягкие мочегонные средства;
  • Но-шпа или другие лекарства, снимающие спазмы (их задача – расслабить орган, несмотря на болевой синдром, что обеспечивает нормальный отток урины);
  • Элмирон для ускорения регенерации тканей поврежденного мочевого пузыря;
  • антидепрессанты, они нужны для расслабления нервной системы, это уменьшит боль и снизит частоту ночных подъёмов в туалет, а также поможет справиться с последствиями интоксикации.

В ситуации, когда аллергия вызвала небактериальный цистит, лечение начинается с антигистаминов (Лоратадин или Супрастин). Сильные боли будут поводом назначить противовоспалительные лекарства нестероидного типа. Если причиной болезни стали нарушения работы иммунной системы, то предписываются биостимуляторы.

Женщинам в климаксе, после беременности или во время менопаузы врачи прописывают гормональную терапию.

народная средства

Народная медицина

Нетрадиционные средства могут выступать в роли поддержки прописанного урологом курса, но не замещать лечение препаратами. Помощь окажут настои и отвары:

• ромашки;
  • коры осины;
  • семян укропа;
  • бузины;
  • зверобоя;
  • толокнянки.

Также полезно пить клюквенный морс и применять теплые ванночки с календулой.

Вспомогательная терапия

Медикаментозное лечение имеет длительный характер (около 3-4 месяцев). В случае его бездейственности уролог может назначить гидродестензию – растягивание мочевого пузыря путем наполнения его солевым раствором.

Полезным будет пройти физиотерапевтические процедуры в течение 1-2 недель:

• электрофорез;
  • магнитотерапию;
  • фонофорез;
  • прогревания.

Женщинам рекомендуется воспользоваться упражнениями Кегеля, чтобы усилить мышцы таза. Это поспособствует избавлению от недержания и застоев крови.

Неинфекционный цистит

Диета

Соблюдение правил питания и питьевого режима обязательно. Во время лечения неинфекционного цистита потребуется отказаться от:

• газированных напитков;
  • продуктов с кофеином (кофе, шоколад, чай);
  • консервов;
  • острых и кислых специй;
  • квашеных и соленых овощей;
  • алкоголя.

В сутки следует выпивать 2 л воды (желательно теплой) или других жидкостей (отваров, компотов, соков, травяных чаев, морсов).

Осложнения цистита

В случае, когда пациент отказывается от лечения, он должен знать о последствиях такого решения:

• расслабление сфинктера (недержание кала и газов);
  • энурез;
  • некроз тканей мочевого пузыря или развитие опухолей на его стенках.

диагностика

Гигиена

Избежать цистита помогут ежедневные подмывания, использование презерватива во время полового акта и теплые ванны. Женщинам рекомендуется отказаться от тампонов и менструальных чаш в пользу прокладок на период лечения заболевания.

Отзывы пациентов указывают на то, что часто неинфекционный цистит является поводом сменить нижнее белье с синтетического на выполненное из натуральных тканей (хлопок, шелк).

Запись на прием к врачу-урологу

В случае возникновения тревожной симптоматики настоятельно рекомендуем пройти обследование у квалифицированных специалистов. Это позволит избежать негативных осложнений в будущем.