Лечение кандидозного баланопостита у мужчин

Кандидозный баланопостит (мужская молочница) – это воспалительное заболевание крайней плоти головки полового члена у мужчин, вызванное активным размножением дрожжеподобного грибка Кандида. Патология может носить как острую, так и хроническую форму. Отсутствие грамотной медицинской помощи нередко приводит к развитию тяжёлых последствий, например, эрозии слизистой головки или гнойно-некротическим процессам. Своевременное лечение кандидозного баланопостита у мужчин – это гарантия быстрого и лёгкого избавления от заболевания и неприятных ощущений.

Пути инфицирования

Самый распространённый путь заражения – это беспорядочные половые связи без использования барьерной контрацепции. Женщины болеют кандидозом чаще мужчин и могут заразить своего партнёра. При этом заражение возможно не только при вагинальном сексе, но также при оральном и анальном. Если мужчина отличается крепким иммунитетом, это защитит его от размножения грибковой микрофлоры. Более того, в небольшом количестве Кандида присутствует практически в каждом организме, не доставляя носителю дискомфорта. Однако при стечении благоприятных обстоятельств она обязательно себя проявит.

Провоцирующие факторы

Чаще всего в качестве провоцирующих выступают ряд экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов. К первой группе относятся:

• длительный приём гормональных или антибактериальных препаратов;
  • систематическое переедание;
  • мацерация кожи – размягчение под действием влаги из-за чрезмерной потливости, жаркого климата, несоблюдения правил гигиены;
  • различного рода повреждения кожи (травм, воздействия химических веществ, раздражения из-за низкокачественного белья, интимных смазок и косметики).

Ко второй группе относятся:

• стресс;
  • анатомические особенности репродуктивной системы;
  • наличие заболеваний мочеполового тракта;
  • соматическая болезнь;
  • сахарный диабет;
  • кожные заболевания (дерматит, псориаз и т. п.);
  • обострение хронических заболеваний в осенне-зимний период;
  • врождённый иммунодефицит;
  • врождённый фимоз – сужение крайней кожной складки, расположенной у головки пениса.

Дерматит фото

Клиническая картина

Инкубационный период (который может длиться от 2-3 дней до нескольких месяцев) протекает без проявления каких-либо признаков. Чем сильнее иммунитет, тем он дольше. Затем у мужчины на слизистой головки начинают проявляться такие симптомы, как:

• покраснения;
  • отёчность или небольшая припухлость;
  • нарастающие дискомфортные ощущения жжения и зуда;
  • неприятный запах;
  • густой белый налёт.

Лечение кандидозного баланопостита на этом этапе не вызывает сложностей. Однако в случае самолечения, когда различными способами на время удаётся избавиться от неприятных ощущений, болезнь может перейти в хроническую стадию, приведя к развитию:

• эрозии;
  • нагноений;
  • ощутимому болевому синдрому при мочеиспускании;
  • появлению устойчивого зловонного запаха;
  • шелушению эпидермиса головки, образованию трещин, некрозу тканей.

Диагностирование включает проведение ряда лабораторных исследований:

• общего анализа крови, показывающего наличие воспалительного процесса в организме;
  • общего анализа мочи, в котором повышенное количество лейкоцитов также укажет на наличие воспаления;
  • бакпосева, позволяющего точно выявить возбудителя, а также установить чувствительность к конкретным видам антибиотиков;
  • соскоба из уретры, позволяющего определить наличие других инфекций, передающихся половым путём.

Как и чем лечить?

Лечение кандидозного баланопостита у мужчин следует начинать как можно скорее, при появлении первых признаков. В этом случае достаточно воспользоваться любой из противогрибковых мазей, например, Нистатином или Клотримазолом. Эти средства продаются в аптеке, не требуют рецепта и дают быстрый результат.

Выдавливает мазь из тюбика

В более тяжёлом случае следует обратиться к врачу, который назначит схему лечения на основе визуального осмотра и результатов лабораторных исследований. В дополнение к мазям и травяным ванночкам пациенту назначаются препараты для внутреннего приёма:

• Флюканазол;
  • Дифлюкан;
  • Флюкостат.

Если кандидоз перешёл в хроническую стадию, то вылечить его уже не удастся. Здесь главная задача медицины – назначить правильную поддерживающую схему, направленную на снятие симптомов и продление ремиссии. Из лекарственных препаратов в этом случае назначают Итраконазол и Микосист, а также растворы марганцовки или фурацилина для обработки головки пениса. В наиболее запущенных ситуациях требуется хирургическое вмешательство.

Терапия любой стадии баланопостита должна проводиться на фоне тщательной гигиены половых органов.

Народными методы лечения

Применение способов нетрадиционной медицины при терапии мужского кандидоза может быть отличным дополнением к медикаментозному лечению. Значительный положительный эффект присутствует даже в запущенных случаях. Народная медицина рекомендует применять отвары и соки растений, обладающих мощными противовоспалительными свойствами:

• алоэ;
  • ромашки;
  • подорожника;
  • шалфея;
  • зверобоя.

Листья алоэ и подорожника прикладывают к поражённому месту в виде компрессов. С алоэ предварительно снимают шкурку, а лист подорожника достаточно хорошо промыть. Лекарство закрепляют повязкой и меняют каждые полчаса. Компрессы и ванночки можно также делать на отваре ромашки, для чего 2 ст. л. цветков проварить на водяной бане 5-10 минут, остудить, процедить и можно использовать. Для ванночек подойдут отвары зверобоя и шалфея. Для их приготовления необходимо взять 2-3 ложки сухой травы и запарить её в 500 г кипятка.

В тяжёлых случаях с развитием эрозии слизистой головки помогает настойка цветков календулы на оливковом масле: 2-3 ложки сухих цветов заливают 70 мл масла и настаивают на солнце в течение 3 недель. Готовым лекарством смазывают поражённые участки.

Народные методы лечения баланопостита: сода, ромашка, шалфей. Диета при баланопостите

Последствия

Недолеченность или запущенность заболевания может привести к самым тяжёлым последствиям:

• снижению сексуальной функции (атрофии рецепторов и потере чувствительности головки пениса);
  • развитию заболеваний мочеиспускательного тракта;
  • лимфоангиту – воспалению лимфоузлов в паху;
  • парафимозу – зажатию головки крайней плотью;
  • гангрене органа.

Профилактика

Защитить себя от развития кандидоза возможно, регулярно соблюдая следующие правила:

1. Не допускать незащищённого секса – главной причины инфицирования.
  2. Тщательно соблюдать гигиену половых органов.
  3. Регулярно менять нижнее бельё.
  4. Не использовать синтетическое нижнее бельё, приобретать только качественное из натуральных материалов.
  5. Регулярно (не реже 2 раз в год) посещать уролога.
  6. Ввести в рацион продукты, подавляющие активность грибковой инфекции, такие как:
    • чеснок;
    • натуральный йогурт;
    • бруснику;
    • красный перец;
    • грейпфрут.

В случае инфицирования не следует заниматься самолечением, а предоставить лечение кандидозного баланопостита у мужчин специалистам.