Мочекаменная болезнь: этиология и патогенез

Клиника мочекаменной болезни

В наши дни уролитиаз считается распространенным заболеванием урологической сферы, которым страдает до 5% всего населения планеты. Требует обязательного контроля со стороны специалиста, так как клиника мочекаменной болезни довольно разнообразна. Она зависит от многих факторов, среди которых точное местоположение и размеры камней, а также сопутствующие патологии.

Этиология

На сегодняшний день собрано большое количество разнообразной информации об этиологии мочекаменной болезни, но проблему все еще нельзя считать до конца решенной.

Причины возникновения могут быть следующими:

• экзогенные;
  • эндогенные;
  • местные.

Экзогенные

К ним относят:

• Климат. Нехватка ультрафиолета и недостаточное количество витамина D. Высокие температуры, приводящие к обезвоживанию организма, а также состав используемой для питья и приготовления пищи воды.
  • Рацион. Излишне жгучие и кислые блюда приводят к повышению кислотности урины. Также нередко наблюдается усиленное потребление камнеобразующих веществ вместе с пищей.
  • Бытовые условия. Гиподинамия в работе и отдыхе.
  • Вредная профессиональная деятельность. Избыточные физические нагрузки, цеха с высокой температурой, опасные производства.

Мочекаменная болезнь

Эндогенные

Такие патологические процессы в организме, как:

• Гиперпаратиреоз. Усиление работы околощитовидных желез.
  • Болезни ЖКТ в хронической стадии (язва, гастрит).
  • Повреждения костной ткани.
  • Нехватка определенных ферментов.
  • Проблемы с барьерными функциями печени.

Местные

Проблемы непосредственно с почками:

• Застой мочи, вызванный гидронефрозом или аденомой простаты.
  • Воспаления, такие как пиелонефрит.
  • Опущение одной или обеих почек.
  • Инфекции в мочевыводящих путях.
  • Инородные тела.
  • Нарушение снабжения кровью в результате кровотечения, механического повреждения, шока.

Патогенез

Одной единственной теории патогенеза мочекаменной болезни пока нет. Перечисленные выше значимые факторы меняют концентрацию урины, коллоидное равновесие и нормальную кислотность, и это становится предпосылкой появления конкремента. Он может образоваться в:

• уретре;
  • мочеточниках;
  • почечных лоханках и чашечках;
  • мочевом пузыре;
  • в нескольких местах сразу.

Различают несколько типов образований:

1. Ураты. Мочекислые, имеют плотную консистенцию, слабозернистую либо гладкую поверхность, желто-коричный оттенок.
  2. Кальций-оксалатные. Очень темные, плотные, шероховатая поверхность с острыми наростами.
  3. Цистиновые. Гладкие, светло-коричневые.
  4. Кальциево-фосфатные. Мягкие, сероватого оттенка, с легкостью крошатся, шероховатые.
  5. Смешанные. Ядро и оболочка образуются из различных типов солей.

Образование конкрементов может быть первичным и вторичным. При первичном нет никаких внутренних факторов, приводящих к их появлению. При вторичном присутствуют определенные факторы, в частности, гидронефроз.

Клиника

Наблюдаются следующие явления.

Почечная колика

Появление боли всегда внезапное и резкое, абсолютно в любое время дня и ночи. Она присутствует во время двигательной активности и полного покоя, а смена положения тела не приводит к облегчению. Причиной возникающей колики является нарушение оттока мочи из-за закупорки конкрементом. Сопутствующие проявления: рвота, появление тошноты, метеоризм.

Беспокойное поведение

Неприятные ощущения способны длиться очень долго – от пары часов и до нескольких суток. Иногда наступает период спада боли.

Мочекаменная болезнь — лечение

Гематурия

Наблюдается у большей части заболевших – до 90% от общего числа. Краткая характеристика:

• Обычно носит микроскопический характер.
  • Количество крови в моче и сопутствующие болевые ощущения усиливаются во время движения.
  • Может наблюдаться тотальная или терминальная гематурия.
  • Отсутствует при 100%-ной обстурации мочеточника конкрементом. Из-за этого моча из больного органа не поступает в мочевой пузырь.

Отхождение песка или конкрементов с уриной

Один из очевидных признаков заболевания, отмечаемый примерно у 15% больных. Размеры таких образований не превышают 1 см. В отдельных случаях камни могут выделяться неоднократно, на протяжении достаточно долгого периода. После отхождения песка или камня боль проходит.

Существует несколько способов диагностирования:

1. Сбор анамнеза, изучение жалоб пациента. Необходимо определить характер и продолжительность неприятных ощущений, сопровождающие симптомы, а также наследственные факторы. Также важно выяснить, наблюдалось ли до этого отхождение камней.
  2. Физикальное исследование. Прощупывается живот, почки, наружные половые органы.
  3. Лабораторные методы. Анализы крови, мочи.
  4. УЗИ. Проводится оценка состояния почек, а также уточняется расположение камней.
  5. Урография. Обзорный снимок пораженной области всегда делается перед рентгеноконтрастными методами обследования. Дает обширную информацию о расположении, размере и других особенностях.
  6. КТ. Показывает плотность и расположение камней, состояние почек и мочевых путей.
  7. МРТ. Выявляет степень обструкции мочевых путей.
  8. Хромоцистоскопия. Метод, позволяющий оперативно и просто определить раздельную функцию почек.
  9. Уретероскопия, нефроскопия. Методы специализированной диагностики, которые дают максимум данных.

Специалист может предложить несколько способов лечения:

• консервативные терапевтические методы;
  • хирургическое вмешательство.

Консервативная терапия

Проводится нормализация обмена веществ, приводящих к появлению камней:

• Контроль питания. Полное исключение алкоголя, умеренное потребление соли и жиров.
  • Прерывание приступа почечной колики. В условиях стационара – катетеризация для восстановления оттока урины из почки. Также применяются спазмолитики, нестероидные противовоспалительные препараты, тепловые процедуры.
  • Литокинетическая терапия. Сочетает в себе активный ритм жизни, усиление диуреза, а также прием специальных лекарственных средств. Назначается лечебная физкультура и физиотерапия.
  • Нисходящее и восходящее растворение конкрементов. Нисходящее растворение камней подходит для уратных отложений и предполагает прием растворяющих их препаратов. Восходящее проводится с помощью лекарственных средств, которые вводят по установленному катетеру.

Хирургия мочекаменной болезни

Может проводиться:

• Лапароскопия. Конкремент удаляется с помощью особых инструментов через небольшие разрезы.
  • Полостная операция. Проводится хирургическое вскрытие брюшной полости.
  • Дистанционная литотрипсия. Измельчение производится с использованием ударной волной.
  • Трансуретральные методы. Это пиелолитотрипсия (конкремент удаляется, дробится в почечной лоханке) или разрушение конкремента с помощью лазера, ультразвуковых волн, пневматического инструмента в мочеточнике.
  • Чрезкожный метод. Может применяться как самостоятельный метод либо комплексный во время послеоперационного периода.

Клиника мочекаменной болезни весьма разнообразна. Заболевание может длительный период протекать почти незаметно, но с развитием патологических процессов его симптоматика начинает активно проявляться. Своевременное обращение к врачу на данном этапе позволит получить правильное лечение, приводящее к полному излечению.

Запись на прием к врачу урологу

При подозрении на развитие патологического процесса обратитесь за консультацией к профессиональному урологу. Это позволит ускорить процесс лечения и избежать осложнений.