Неполное опорожнение мочевого пузыря у детей

нейрогенный мочевой пузырь у детей

Нейрогенный мочевой пузырь – это широко распространённая патология (10 случаев на 100), при которой наблюдается неполное опорожнение мочевого пузыря у детей младшего и среднего возраста. Причина – нарушение механизмов регуляции нервной системы. Заболевание не считается опасным и не несёт угрозы для жизни, однако создаёт множество неудобств малышам и их родителям. Болезнь сопровождается самопроизвольным мочеиспусканием, что провоцирует развитие комплексов, особенно у подростков, и затрудняет процесс социализации. При своевременном лечении под руководством специалиста недуг удаётся полностью победить.

Как устроен и работает мочевой пузырь?

Мочевой пузырь (мочевик) представляет собой полый орган грушевидной формы, предназначенный для сбора мочи. Его стенки – это очень эластичные мышцы, называемые детрузором. Они обеспечивают сокращение органа. Сверху в него впадают мочеточники, в нижней части, сужаясь, плавно переходит в мочевыводящий канал.

Акт мочеиспускания (микция) разделён на 2 фазы: накопление и опорожнение. В результате работы почек мочевой пузырь заполняется жидкостью, которая не вытекает потому, что её надёжно сдерживают уретральный и тазовый сфинктеры. На стадии накопления детрузор остаётся в пассивном расслабленном состоянии. По мере заполнения пузыря человек начинает ощущать позывы к мочеиспусканию, волевым усилием напрягает детрузор, который сокращаясь давит на сфинктеры, расслабляет их и выталкивает мочу.

Мочеиспускание схематично

Этот управляемый рефлекс контролируется спинным, средним мозгом, а также корковым и подкорковым отделами. У младенца корковый и подкорковый контроль отсутствует, поэтому микция происходит самопроизвольно. Однако по мере развития нервной системы ребёнок начинает управлять процессом, своевременно просясь на горшок. К 2-3 годам здоровый малыш полностью должен контролировать мочеиспускание.

Поэтому если к трёхлетнему возрасту у ребёнка продолжают случаться «аварии», можно говорить о развитии дисфункции мочевика.

Причины

Нейрогенный мочевой пузырь у детей – это заболевание, являющееся следствием расстройства нервной регуляции мочеиспускания на одном из 3-х уровней:

• периферическом;
  • спинальном;
  • корковом.

В зависимости от того, на каком уровне произошёл сбой, у пациента развивается либо синдром недержания, либо, наоборот, затруднение (неполное) опорожнение.

Причинами дисфункции органа могут быть:

• ослабление управляющего рефлекса;
  • врождённые пороки развития (патологии копчика, крестца, нервной системы, ДЦП);
  • спинномозговая грыжа;
  • новообразования позвоночника;
  • родовая травма;
  • травмы центральной нервной системы (ЦНС);
  • невриты;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы;
  • повышенное содержание эстрогенов;
  • дисфункция гипоталамуса или гипофиза;
  • патологии спинного и головного мозга.

По степени тяжести нейрогенные дисфункции делятся на 3 группы:

1. Лёгкие, при которых ребёнок часто мочится в дневное время, страдает недержанием ночью или под воздействием стрессовой ситуации.
  2. Средние, проявляющиеся в частых позывах в туалет с невозможностью полного опорожнения.
  3. Тяжёлые, проявляющиеся не только в неконтролируемом опорожнении мочевого пузыря, но и кишечника. Обычно сопровождаются другими хроническим заболеваниями.

Ребенок часто ходит в туалет

В зависимости от вида нарушения рефлекса мочевик бывает:

1. Гипорефлекторным, при котором слабый рефлекс (гипотония детрузора) препятствует своевременному выведению урины и моченакопитель постоянно переполнен. Развивается в результате поражения крестцовой области позвоночника.
  2. Гиперрефлекторным, при котором урина не накапливается: даже небольшое количество мочи вызывает острое желание опорожниться. Возникает в результате патологий ЦНС.
  3. Арефлекторым, при котором процесс сознательного управления опорожнением невозможен: урина накапливается до определённого уровня и самопроизвольно вытекает.

В зависимости от патологии различаются и симптомы.

При гипорефлекторной форме наблюдаются:

• редкие позывы к опорожнению (не чаще 1-3 раз в сутки);
  • большой объем выделяемой жидкости;
  • ощущение неопустошённости, что соответствует действительности, поскольку количество остаточной мочи, которая так и не вышла, достаточно большое.

При гиперрефлекторной форме наблюдаются:

• учащённые микции (более 8 раз в сутки);
  • желание опорожниться возникает неожиданно и ощущается резко;
  • моча выделяется в небольшом объёме;
  • энурез случается, как в ночное, так и в дневное время.

Диагностика заболевания проводится совместно несколькими врачами:

• педиатром;
  • детским невропатологом;
  • психиатром;
  • урологом.
Инфекция мочевыводящих путей у детей. Диагностика

Первая стадия – это беседа с родителями, цель которой выяснить наследственную предрасположенность. Затем пациент должен пройти ряд лабораторных и инструментальных исследований, включающих:

• биохимию крови;
  • бактериологический тест мочи;
  • анализы мочи по Нечипоренко и Зимницкому, позволяющие оценить работу почек и мочевыводящих путей;
  • УЗИ мочевика и почек;
  • КТ или МРТ почек и головного мозга;
  • эндоскопию мочевика;
  • урографию;
  • рентгенографию;
  • электроэнцефалографию;
  • исследование спинного мозга (требуется нечасто).

Исследование головного мозга необходимо, чтобы исключить патологические процессы центральной нервной системы.

Терапия

Лечение дисфункции мочевого пузыря у детей – процесс комплексный, включающий применение:

• медикаментозных препаратов;
  • немедикаментозных способов;
  • оперативного вмешательства в исключительных случаях.

Применение лекарств направлено в первую очередь на улучшение функционирования ЦНС, мозговой активности, поддержания психического равновесия. Среди них:

• Глицин;
  • Пантогам;
  • Милипрамин (антидепрессант).

Кроме этого, назначают:

• витаминные комплексы;
  • успокоительные на основе валерианы, пустырника;
  • иммуномодуляторы, например, Левамизол;
  • препараты, восстанавливающие биохимические процессы в организме.

Ребенок пьет таблетки

Однако, по мнению доктора Комаровского, применять лекарственную терапию до 6-7 лет не стоит – лучше сконцентрироваться на немедикаментозном лечении. Сюда входят такие меры, как:

• создание в семье благоприятного климата;
  • исключение возможности любых стрессов;
  • регулирование режима игр и отдыха;
  • совершение регулярных прогулок на свежем воздухе и активные игры;
  • проведение курсов физиотерапии (электрофореза, лазера, ультразвука);
  • регулярное занятие гимнастикой Кегеля;
  • слежение за тем, чтобы малыш через определённые интервалы времени (которые следует постепенно увеличивать) ходил в туалет.

Оперативное лечение – мера крайняя и проводится в случае серьёзных анатомических нарушений и неэффективности любого другого метода.

Осложнения и последствия

Физический и эмоциональный дискомфорт ребёнка, связанный с неконтролируемыми микциями, может привести к серьёзным психическим нарушениям:

• отсутствию сна;
  • беспокойству;
  • депрессии;
  • замкнутости.

Отсутсвие сна у ребенка

Родители должны понимать это и ни в коем случае не проявлять признаков раздражения или неудовольствия, тем более срываться на ругань.

При неполноценном лечении могут развиться и другие серьёзные заболевания инфекционно-воспалительного характера:

• хронический цистит;
  • пиелонефрит;
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс (заброс урины из пузыря в мочеточники и даже в почки);
  • хроническая почечная недостаточность.

Прогнозы и профилактика

Прогноз при диагнозе неполное опорожнение мочевого пузыря у детей более чем оптимистичный, особенно в отношении гиперактивного детрузора. Главное – вовремя обратиться к врачу. При гипотонии детрузора прогноз чуть хуже, поскольку скапливающаяся урина вызывает инфицирование, но и это лечится.

К профилактическим мерам можно отнести:

• укрепление иммунитета;
  • достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • рациональное питание;
  • соблюдение режима бодрствования и сна;
  • создание благоприятной атмосферы в семье, исключающей любые стрессы для малыша;
  • регулярное прохождение медосмотра.