Операция на мочевом пузыре у женщин и мужчин

Операция на мочевом пузыре фото

Разные проблемы урологического характера приводят людей к врачу. Среди них есть те, что становятся причиной, по которой проводится операция на мочевом пузыре. Это может быть травма органа, полипы, доброкачественные и злокачественные образования, свищи, язвенные циститы, не диагностируемая задержка или недержание мочи, эндометриоз. Иногда экстренное вмешательство необходимо для спасения жизни, иначе может начаться сильная интоксикация организма.

Особенности операций на мочевом пузыре

Данный орган имеет важную функцию, в него постепенно поступает переработанная почками жидкость. В среднем вместимость мочевого пузыря составляет 0,5 л, но у мужчин может быть немного больше, а у женщин – меньше. Что интересно, позывы в туалет начинаются уже тогда, когда орган заполняется на треть и усиливаются.

Без мочевого пузыря жизнь человека сильно усложняется, но полное иссечение происходит редко. Зачастую операции проводятся как раз для того, чтобы сохранить орган и его функции. И даже злокачественные опухоли можно удалить без вреда, если пациент обратился вовремя.

Характерной особенностью манипуляций на мочевом пузыре стали способы внедрения в него через мочеиспускательный канал. Это уменьшает травматизацию организма и период реабилитации.

Цистоскопия мочевого пузыря фото

Основные виды операций на мочевом пузыре

Хирургическое воздействие на орган бывает открытым, то есть со вскрытием брюшной полости и эдоскопическим, при котором внедрение происходит через уретру или влагалище. Операция на мочевом пузыре у женщин проводится проще поскольку их каналы короче на 3 см, но из-за близости к влагалищу и прямой кишке повышается риск инфекционного заражения.

Кроме разделения по способу проведения, существует классификация еще и по цели:

• цистолитолапаксия;
  • резекция;
  • цистэктомия.

Цистолитолапаксия

Данный вид хирургического вмешательства зачастую проводится эндоскопически, то есть без прямого рассечения. Показанием для операции становится запущенная мочекаменная болезнь, в результате которой появились крупные минеральные образования. Если камень слишком большой и твердый, то хоть и в редких случаях, но приходится проводить полостную операцию. Однако гораздо чаще совершается малоинвазивная эндоскопическая манипуляция с измельчением минерала.

Она подразумевает введение через уретру специального зонда – цистоскопа. Он оснащен камерой, поэтому врач сможет видеть орган изнутри и контролировать процесс. Измельчение может быть проведено с помощью:

• струи воды;
  • лазера;
  • механическим способом.

После разделения камня на мелкие части его извлекают щипцами или с помощью отсоса. Вмешательство проводится под местной, спинальной или общей анестезией. После цистолитолапаксии еще некоторое время потребуется принимать обезболивающие препараты.

Замечено, что данная операция на мочевом пузыре у мужчин проводится гораздо чаще, чем у женщин. Поэтому им нужно обращаться в больницу для осмотра регулярно.

Резекция мочевого пузыря

По сути, это – иссечение части тканей органа. Показанием к подобному радикальному вмешательству становится необратимое повреждение и патологические процессы.

Резекция мочевого пузыря фото

Причиной таких явлений могут выступать:

• травмы;
  • свищи;
  • полипы;
  • дивертикулы;
  • язвы при цистите;
  • эндометриоз;
  • опухоли.

К последнему пункту не относятся ситуации, когда онкология запущена и уже пошло поражение соседних органов.

Резекция может проводиться под местной, общей или спинномозговой анестезией. Она не всегда предполагает открытое вскрытие. Современная медицина стремится наносить организму как можно меньше травм, чтобы процесс восстановления был легче и быстрее. Поэтому чаще используется трансуретральная резекция (ТУР). Для её проведения задействуется специальный инструмент – цисторезектоскоп, он помогает послойно срезать пораженные ткани, затем продезинфицировать и создать шов. Пациенту на период восстановления ставят катетер.

Трансуретральная резекция может выполняться несколькими способами:

• механическим;
  • лазерным;
  • электрокоагуляционным;
  • фотодинамическим.

Трансуретральная резекция фото

Цистэктомия

В особо печальных случаях приходится удалять орган, и это – трудная процедура, получившая название цистэктомия. Она осложняется тем, что необходимо перевязать каналы и прижечь вены, иссечь мочевой пузырь как можно дальше от уретры, но главное создать новые пути вывода мочи. Ради чего совершается уретерокутанеостомия – вывод мочеточников к коже.

Часто, если организм уже поражен и ослаблен токсинами, то сначала их выводят, а лишь после иссекают орган. Операцию не проводят, если состояние человека крайне тяжелое, сначала его стабилизируют медикаментозным путем.

Показанием к полному удалению мочевого пузыря могут быть:

• сильная деформация;
  • открывшееся кровотечение;
  • 2 и 3 стадии рака;
  • повторное появление опухоли после ТУР;
  • распространение повреждённых клеток на соседние органы и мышцы.

Основные этапы обследования перед операцией

Чтобы определить необходимость того или иного вида хирургического вмешательства, предварительно проводится целый ряд действий диагностического характера.

О наличии проблем с пузырем легче всего узнать благодаря общему анализу мочи. В ней может быть обнаружен повышенный уровень белков, лейкоцитов, фосфатов, эритроцитов, клеток эпителия, глюкозы, а также наличие крови и следов гнилостных или воспалительных процессов. Чтобы составить полную картину, врач часто предлагает сдать и общий анализ крови для корреляции данных.

Главный способ подтвердить или опровергнуть наличие патологии – это пройти УЗИ малого таза.

Оно может быть проведено через:

• кожу;
  • ректальный проход;
  • уретру;
  • вагину.

Затем с помощью цистоскопа доктор способен в режиме реального времени увидеть орган изнутри и взять образец тканей на цитологию.

УЗИ малого таза

При подозрении на наличие рака пациенту проводят компьютерную томографию всех органов малого таза, чтобы выяснить следующие параметры опухоли:

• размер;
  • точную локализацию;
  • состояние ближайших лимфоузлов;
  • распространение метастаз на соседствующие ткани.

Разумеется, не при любой проблеме проводится полный перечень анализов, а лишь в случаях, когда это обусловлено особенностями ситуации, чтобы уточнить степень внедрения в организм пациента.

Операция на мочевом пузыре не проводится без следующих предварительных процедур (даже если они были уже сделаны ранее):

• общий анализ мочи и крови;
  • осмотр терапевта;
  • проверку крови на свертываемость и наличие антител к вирусам ВИЧ, гепатита, сифилиса;
  • флюорографию.

Если в результате кроме патологии обнаружен воспалительный процесс в мочевом пузыре, проводится терапия антибиотиками. При подготовке к операции необходимо отказаться от алкоголя и сигарет, а за 8 часов перед её проведением перестать принимать пищу и воду.

Вино в бокале фото

Осложнения операций

Когда хирургическое вмешательство прошло неуспешно вследствие ошибок врача, плохой подготовки пациента или особенности строения органов, а также тогда, когда к процессу восстановления подошли не с должной ответственностью, могут возникнуть осложнения:

• кровотечения;
  • инфекционные воспаления;
  • закупорка мочеточников или уретры сгустками крови, а как результата непроходимость мочи;
  • образования свищей;
  • сужение или обструкция мочеточников;
  • рецидив рака.

Обо всех ощущениях и симптомах следует незамедлительно сообщать врачу и не пропускать регулярные осмотры.

Реабилитация

Непосредственно после процедуры вне зависимости от интенсивности воздействия, пациенты отмечают:

• учащенные позывы к мочеиспусканию;
  • спазмы;
  • наличие крови в урине.

Для больного необходимостью является постельный режим, пока не пройдут болевые ощущения. Обычно он длится не менее недели.

Во избежание развития инфекционных заболеваний:

• назначается курс антибиотиков;
  • рекомендуются частые промывание растворами антисептиков.

Если не было удаления органа, то спустя неделю мочевыводящий катетер убирается. Это время, когда необходима особая бдительность, поскольку возможны недержание мочи или открытие кровотечений.

В период восстановления после резекции нельзя:

• долго сидеть;
  • поднимать тяжести;
  • заниматься активными физическими нагрузками.

На время реабилитации, а часто и после пациент должен придерживаться диеты.

Чебуреки и алкоголь фото

Ему запрещено:

• жареное;
  • соленое;
  • сладкое;
  • копченое;
  • жирное;
  • острое;
  • свежую выпечку;
  • алкоголь.

В рацион следует ввести:

• супы на овощном бульоне;
  • тушеные и свежие овощи;
  • нежирные сорта мяса и рыбы;
  • творог;
  • каши;
  • зелень;
  • фрукты.

Жизнь после удаления мочевого пузыря

После цистэктомии основная проблема – это создание новых способов сбора урины. Существует 3 основных варианта её решения:

1. Вывод мочеточников наружу. В дальнейшем к ним присоединяется искусственный мочесборник, который необходимо регулярно опорожнять и промывать. Качество жизни людей с внешним устройством сильно страдает. Они мучаются от проблем при общении с людьми, сексуальных контактах, выполнении простейших функции по самообеспечению, прохождении гигиенических процедур, кроме того их преследует запах урины.
  2. Внедрение мочеточников в толстую кишку. Это значительно ухудшает стул и может привести к заражению почек.
  3. Формирование замены мочевому пузырю из части кишечника. Перед процедурой он обособляется и происходит процесс приживления к каналам. Такой выход из ситуации менее всего отражается на жизни пациента.

После цистэктомии запрещено принимать пищу 2 суток (в иных ситуациях – сутки). Далее больной должен придерживаться вышеописанной диеты, только в более строгом формате. Ему вообще нельзя соль и желательно все блюда готовить на пару.

Вывод мочеточника наружу фото

Рак мочевого пузыря

Лечение органа при обнаружении в нем опухоли зависит от её размеров и расположения. Резекция проводится если она:

• меньше 5 см в диаметре;
  • не проросла в мышцы;
  • находится на 1 стадии;
  • не расположена возле каналов.

После начинается химио- или иммунотерапия. Популярно использование вакцины против туберкулеза, она снижает риск рецидива к нулю.

Когда опухоль большая или дала метастазы, проводится цистэктомия и удаление внутренних половых органов, тазовых лимфатических узлов, околопузырной клетчатки. Затем выполняется химиотерапия.

Стоимость операций

В частных учреждениях цена может варьироваться от 50 до 200 тысяч рублей в зависимости от сложности хирургического вмешательства и длительности реабилитации.

В государственных клиниках операция на мочевом пузыре при наличии показаний проводится бесплатно.

Запись на прием к врачу урологу

Записывайтесь к квалифицированному и опытному врачу для получения подробной консультации по интересующим вопросам.